Сценарий
проведения литературной гостинной «Я люблю тебя. жизнь!», посвященной 100-летию Никандра Филипповича Ильякова.
Мальчик (Ямбатров Роман) 10-12 лет в марийской рубахе смотрит на красоту родного края ( слайд-фильм), читает стих Н. Ильякова на марийском языке.
Биограф:
Писатель разнообразного жанра и широкой тематики Никандр Филиппович Ильяков. Его творческий путь типичен для многих представителей марийской интеллегенции, вышедших из среды трудового народа.
Родился 28 октября 1913 года в деревне Куликалы, ныне Горномарийского района, в семье крестьянина. После окончания Еласовской семилетней школы. он поехал учиться в Горномарийский педагогический техникум в Козьмодемьянске. В деревне была в разгаре коллективизация- строилась новая жизнь, создавались колхозы, молодые люди осваивали новую для того времени технику- трактор. Активный комсомолец, любознательный юноша оказался непосредственным участником жизни родной деревни. Ильяков становится сельским корреспондентом и пишет статьи в газету «Кыралшы» -«Пахарь». издававшуюся в Козьмодемьянске. Начало художественного творчества совпало с годами бурного развития литературы по всей стране, в это же время окрепла и марийская литература. Организуется Союз писателей. В Козьмодемьянске выходит литературный и общественно-политический журнал «У сем»-«Новая мелодия». Вокруг журнала объединились горномарийские писатели Никон Игнатьев, Владимир Сузы, Пет Першут, Шадт Булат.
Выходит ученик (Русаков Дмитрий) в образе сельского корреспондента- Н. Ильякова, читает стих
«Волны Юнги»
Помнишь, на простор лучистый выходили мы с утра,
Где Юнга, катила быстро
Волны-чище серебра?
Шли среди ручьев кипучих
детсва красные деньки.
Говорила:
-Нету лучше,
Нет чудеснее Юнги!..
Закипала гладь речная,
где в меня. как из ведра,
ты бросала озорная,
пригоршнями серебра!
а под вечер-утомленно
меркли блики на волне
и последний луч зеленый
гас в стеклянной глубине.
там сомы висели сонно.
и во мгле пустых глубин
даже камень невесомый
был прекрасен, как рубин!
Так с тобою нам казалось
в те простые времена.
а роса травы касалась
и звучала тишина.
околдовывала, пела.
тоньше музыки самой.
и никак ты не хотела
во время идти домой
и произносила тайно
ты, задумчиво строга:
-До чего ж необычайна
наша тихая Юнга…
Ветерок листву тревожит.
-Вдишь: блёстки на воде,
лилия, она похожа
на улыбку в темноте…
Детство-далеко, далечко.
но навеки дорога
наша речка-быстротечка,
серебристая Юнга!
до её истоков надо
плыть на северо-восток, но зато она сама-то
счастья нашего исток!
породнились наши мысли,
сердце радость обрело-
здесь, на этих волнах быстрых.
чистых,
точно серебро…
Сегодня ученики школ города приготовили стихотворения Н.Ильякова:
произведение | исполнитель | Школа, класс |
«Лым» («Снег») | Кисельникова Анна | МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска»- 2 класс.- |
«Русь» | Юанаев Максим, Овсянникова Марина | МБОУ «СОШ №3», 4 класс |
На экране презентация- кадры начала Великой Отечественной войны, песня «Священная война», выходит отделение солдат-марширует, уходит. Один солдат (Скачихин Александр) остается, читает стих:
«Россия»
как ты, Россия, величава,
и так прекрасна, так светла,
в сраженьях ты победной славой
не раз увенчана была.
с оружием не раз вставали
певцы за Родину свою.
и с песней землю покидали
они, сраженные в бою.
и воинов-певцов потомок,
страна родная, я с тобой!
за мир, за честь родного дома,
за Родину иду на бой!
Я слышу: песнь поют «Катюши»
среди разгневанных стихий,
и громы стоголосых пушек
преображаются в стихи.
победы час настанет скоро,
и мир придёт к поля, домам.
Сметём мы вражескую свору,
дерзнувшую ворваться к нам!
Вставайте ж, братские народы!
На бой! и будет сломлен враг!
вперед под знаменем свободы,
что держит русский брат в руках!
Один боец ( Тарандаев Евгений) демонстрирует навыки сборки-разборки автомата.в это время звучит стих в исполнении Малкова Максима:
«Мой путь»
К дому
путь без карты знаю,
компаса не нужно мне в пути!
тяжела дорога боевая.
и не всем нам суждено дойти!
Но сигнальщица флажками машет:
«путь проложен воинам один:
чтобы к Родине вернуться нашей-
надобно идти через Берлин!»
На экране демонстрируется презентация слайд-фильма о послевоенной творческой деятельности Н.Ф. Ильякова (Кисельникова Л.Л.)
Песня «Сола вуйыштет» в исполнении ансамбля учащихся МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
Стих «Алам нер» читают обучающиеся и преподаватели школ города.
«Алам-нер»
Я стою, освещенный зарёю.
на вершине горы Алам-нер.
утро. Волга течёт под горою.
лунный серп источился, померк.
Я стою на горе, где с Акпарсом
Иван Грозный когда-то стоял.
Мой народ за оружие брался,
марш походный марийцев звучал.
К нам дошло об Акпарсе сказанье,-
как на гуслях играя он пел,
вместе с Грозным на приступ Казани
Войско вёл сквозь кипение стрел.
Грохот взрывов и дым отлетающий.
крики, топот, скрипенье телег…
С крепким русским народом тогда ещё
побратались марийцы навек.
На горе этой ныне, как круче.
я, праправнук акпарса стою.
Я играю на гуслях певучих,
песню братсва и мира пою.
И похоже, что нету границы
между явью и дерзкой мечтой-
в поле ветер колышит пшеницу.
лес в пустынях растет молодой.
Где задумали, плещется море,
где решили-земля расцвела.
Свет несут через речки и взгорья
провода от села до села.
и сады посвежели, поволгли.
тяжелеют на ветках плоды.
на великие стройки по Волге
современники гонят плоты.
Над тобою, республика, -песни,
Небосвод в полыханье знамён.
Здравствуй, милая! Я твой ровесник
от души тебе низкий поклон.
Больше фотографий вы сможете найти в альбоме на нашей страничке в Google+ или на Facebook!