Итоговое собеседование для обучающихся 9 классов, как допуск к государственной итоговой аттестации было введено в 2018-2019 учебном году. И в этом учебном году структура собеседования изменений не претерпела. Девятиклассники получат 4 задания, выполнить которые нужно будет в течение 15-16 минут.
Задание №1
Чтение текста вслух.
Время на подготовку – до 2 минут.
Задание №2
Пересказ текста с использованием предложенного высказывания (тот же текст, что и в первом задании).
Время на подготовку – до 2 минут.
Задание №3
Монолог в одном из предложенных форматов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение на предлагаемую тему.
Время на подготовку – 1 минута.
Задание №4
Диалог. В рамках этого задания школьнику предстоит принять участие в диалоге по выбранной в третьем задании теме.
Времени на подготовку не предусмотрено.
Участник итогового собеседования получит зачет, если наберет как минимум 10 баллов из 20 возможных. Как и за что они начисляются, можно посмотреть в этом документе:
Критерии выставления баллов на собеседовании перед ОГЭ
Готовимся к заданию №1
Повторите правила, касающиеся склонения числительных
В тексте для пересказа обязательно будут числительные. Написать их просто, а вот корректно прочитать – не всегда.
Всем, кто забыл правила, предлагаем повторить их:
Повторите правила расстановки ударений
Корректное ударение – отсутствие ошибки. Если у школьника на этапе подготовки к собеседованию возникают проблемы с орфоэпией, обязательно нужно повторить наиболее употребительные слова со сложными ударениями.
Потренируйтесь читать на скорость
Читать текст необходимо выразительно, но уложиться при этом нужно в 2 минуты. Если выпускник не успеет этого сделать, он не получит дополнительный балл. Стоит дополнительно потренировать скорость чтения вслух.
Готовимся к заданию №2
Запоминая, концентрируйтесь на главном
Для того, чтобы получить 2 балла за второе задание, из пересказа нельзя исключать ни один из тезисов (микротем) исходного текста. Если в тексте 4 абзаца, в ответе должно быть 4 тезиса. Их в первую очередь и нужно запомнить, большего за 2 минуты подготовки не успеть. Запоминанию деталей лучше уделить оставшееся время.
Используйте прямое цитирование в конце пересказа
Цитирование – одно из самых сложных заданий в итоговом собеседовании. Существуют два варианта встраивания цитаты в текст: прямое и косвенное цитирование.
Пример:
Владимир Мальцев: «Изучение английского языка не только помогает людям при путешествиях за границу, но и будет полезно при трудоустройстве».
Эту цитату легко встроить в конце текста, используя слово-связку «не зря» (можно использовать любую другую).
… не зря Владимир Мальцев говорил: «Изучение английского языка не только помогает людям при путешествиях за границу, но и будет полезно при трудоустройстве».
Постарайтесь обойтись без цифр и названий
Цифр и названий в пересказе лучше избегать, чтобы не допустить фактологических ошибок, а значит, снижения баллов за задание. Фокусируйтесь на тезисах текста, а не на деталях.
Готовимся к заданию №3
Отдайте предпочтение описанию или повествованию
В третьем задании ученик может выбрать формат монолога: описание, повествование или рассуждение.
Школьники, которые выбирают повествование и описание, имеют базис, на который можно опереться при ответе. В первом случае достаточно припомнить историю из жизни, во втором – посмотреть на описываемую фотографию.
В рассуждении опереться будет не на что. Стоит ли его выбирать? Оставим вопрос открытым.
Используйте клише при описании и слова-связки при повествовании
Для того, чтобы чувствовать себя увереннее и быть готовым к пересказу, лучше заранее запомнить несколько клише и слов-связок, которые помогут выстроить структуру повествования или описания и станут своеобразными подсказками.
Клише:
● на фотографии мы видим…;
● если внимательно посмотреть на изображение…;
● справа (или слева) изображено…;
● завершая описание… .
Слова-связки:
● сначала,
● затем,
● после,
● в заключение.
Готовимся к заданию №4
Давайте развернутые ответы на вопросы
Отвечайте не односложно. Даже если вопрос предполагает такой ответ.
Пример:
На вопрос «Сколько вам лет?», лучше ответить не «Мне 16», а более развернуто: «В ноябре этого года мне исполнилось 16. Мне очень нравится мой возраст».
Ошиблись – поправьте себя
Это касается не только 4-го задания. Если вы допустили ошибку во время диалога, монолога, пересказа или чтения – отметьте это сами и исправьте неточность. Тогда ошибку не засчитают.
Гарантией успеха на итоговом собеседовании является качественная подготовка. Чем больше вариантов заданий школьник успеет «проговорить», тем больше у него будет шансов успешно справиться с испытанием 12 февраля.
Желаем успехов всем девятиклассникам!
Материалы по теме:
Демоверсия собеседования к ОГЭ
Спецификация собеседования к ОГЭ
Источник — Activityedu.ru