1 декабря 2015 года в МБОУ «СОШ №1 г. Козьмодемьянска» прошел психолого — медико — педагогический консилиум.
Цель консилиума: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
- определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог.
Повестка дня:
- Проблемы адаптации (Егорова Д.В.).
- Состояние здоровья учащихся 1-ых классов (врач Зюзина В.И.).
- Выступление социального педагога (социальная характеристика семей Горбунова И.В.).
- Выступление классных руководителей (Войкина Л.В., Лехман В.В.):
- Влияние социума (дети «группы риска»);
- Дети, проявляющие признаки одаренности;
- Учащиеся, проявляющие признаки дезадаптации.
- Выступление учителей – предметников (Ефремов А.А., Болодурина О.А.)
- Психофизиологические особенности первоклассников:
- результаты диагностического обследования (Егорова Д.В.).
- Анализ посещенных уроков администрацией.
- Итоги консилиума и рекомендации.
- Проблема адаптации.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
— сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
— удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
— установление контакта с обучающимися, с учителем;
— удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
— овладение навыками учебной деятельности;
— степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
- Состояние здоровья учащихся 1-ых классов.
К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Растет число детей не способных на должном уровне усваивать учебную программу колеблется от 15 до 40%. Они имеют много пропусков, долго восстанавливаются после болезни. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. В 1 а классе 81% обучающихся имеют первую группу здоровья, у 11% диагноз ЗПР. В 1 б классе у 67% учащихся первая группа здоровья, у 22% — нарушения интеллектуального и речевого развития и 11% — не прошли медкомиссию перед поступлением в школу.
- Выступление социального педагога
В 1 « Б» классе имеются 2 ребенка из семей находящихся в социально-опасном положении.
На данных детей разработана программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, где принимают участие субъекты профилактики города.
В начале учебного года детям данной категории оказана помощь в виде школьных принадлежностей, игрушками и вещами.
Неоднократно посещались семьи на дому, составлены акты жилищно-бытовых условий, проводятся индивидуальные беседы с детьми.
- Выступление классных руководителей
Психолого – педагогическая характеристика 1 А класса (Войкина Л.В.)
В 1а классе обучается 27 учащихся, из них 11 девочек и 16 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2015 году, кроме одного обучающегося, который был зачислен в класс со 2 четверти текущего учебного года. Ранее он обучался во 2 классе. Один ученик обучается на дому по адаптированной программе. До поступления в школу 26 детей воспитывались в детском саду, 1 был на домашнем воспитании. 19 детей посещали подготовительные курсы нашей школы, двое не посещали курсы подготовки к школе. По данным психологического диагностирования 5 детей показали высокий уровень готовности к школе, 14 – средний.
Социальный статус семей.
В классе обучается 4 детей из многодетных семей, 11 детей воспитывается в неполных семьях (нет отца, матери или родители в разводе).
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, созданы условия для выполнения домашних заданий. Но все зависит от целей, которые ставят перед собой родители — кем они хотят видеть ребенка в будущем и от образования самих родителей.( Отец: высшее – 2, средне-специальное – 8, среднее – 11. Мать: высшее – 6, средне-специальное – 9, среднее – 10)
Класс обучается по УМК «Школа России». Практически все дети адаптировались к школьной жизни: имеют навыки самообслуживания, содержат в порядке рабочее место, принимают и подчиняются правилам поведения в школе. Так как большую половину класса составляют мальчики, они требуют повышенного внимания к себе на переменах.
На сегодняшний день выявлены дети, которые входят в группу риска: они неусидчивы, физически выдержать урок им не подсилу, внимания хватает на первые минуты урока, а иногда и вовсе не понимают, на каком уроке находятся, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы.
В заключении можно подвести итог адаптации учащихся 1а класса: адаптировались к школьной жизни – 15 учащихся, неполная адаптация – 6, дезадаптация – 6.
Рекомендации: занятия с психологом.
Работа впереди большая – формирование коллектива, воспитание дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Психолого – педагогическая характеристика 1 Б класса (Лехман В.В.)
В 1б классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. До поступления в школу 26 детей посещали дошкольное учреждение. Двое обучающихся – не посещали д/с.
Социальный статус семей
Изучив социальную карту, выявлено, что в 1 «б» классе:
24 полных семей, неполные (потеря одного из родителей – 1, неполные (матери-одиночки) – 2, многодетных семей – 9. Есть 1 семья с ребенком-инвалидом, 3 семьи — неблагополучных
В основном все семьи имеют собственное жилье ( в частном доме проживает 13 семей, в квартире – 14 семей, в съемном жилье – 1семья) Условия для обучения созданы практически в каждой семье.
Уровень образования родителей
Высшее — 3
Незаконченное высшее-2
Ср. техническое -6
Ср. специальное — 20
Среднее – 21
Посещение секций и кружков
Из 28 человек 10 посещают секции и кружки
Заключение:
Адаптировались к школьной деятельности -14
Неполная адаптация — 10
Дезадаптация – 4
Рекомендации: занятия с психологом, дополнительное посещение занятий для корректировки и пополнения знаний, посещение спортивных секций.
- Выступление учителей – предметников
Описывались способности по данному предмету учащихся.
- Психофизиологические особенности первоклассников
Для выявления уровня адаптации первоклассников к школьному обучению были использован следующий диагностический инструментарий:
Методика «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойшик). Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Заключение: высокий уровень воспитанности в 1 а классе составляет 59%, средний – 33% и низкий – у 8%. В 1 б классе высокий уровень у 50%, средний – у 32% и низкий у 18%.
Анкета для оценки школьной мотивации (Н.Г. Лускановой) для определение уровня школьной мотивации.
Заключение: по результатам методики выявилось, что в 1 а классе у 59% обучающихся высокий уровень учебной мотивации, у 29% — хорошая мотивация, у 8% — положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью, у 4% — низкий уровень. В 1 б классе высокий уровень школьной мотивации у 33%, у 48% — хорошая мотивация, у 11% — положительное отношение к школе и у 8% — низкий уровень.
Методика «Домик» (Н.И. Гиткина) для определения способностей ребёнка уровня произвольной сферы.
Заключение: выявилось, что произвольное развитие в 1 а классе развито слабо у 50% и средне – у 50%, а в 1 б классе хорошее развитие у 5%, среднее – у 50% и слабое – у 45%.
Анкета для родителей первоклассников »Адаптация ребенка к школе М.Р. Битянова.
Цель: выявление уровня школьной адаптации.
Заключение: В 1 а классе адаптировалось полностью 71% обучающихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 20%, возможная дезадаптация – у 9%. В 1 б классе полная адаптация у 65 % учащихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 9 %, адаптация / дезадаптация – у 9%, возможная дезадаптация – 13% и дезадаптация – у 4%.
Анкета для исследования адаптации учащихся 1-го класса по Н.В. Харченко
Цели: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Заключение: По мнению классного руководителя 1 а класса полностью адаптировались к школе 80% детей, неполная адаптация – у 20% . Классная руководительница 1 б класса утверждает, что у 69% обучающихся полная адаптация, у 27 % — неполная адаптация, у 4% — дезадаптация.
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель: исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Заключение: По данным исследования выявилось, что в 1 а классе высокий уровень коммуникативных умений у 65% обучающихся и у 35% — средний, а в 1 б классе высокий уровень – у 68% и у 32% — средний.
Графическая методика “Кактус” М. А. Панфилова
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Заключение: по результатам диагностики в 1 а классе у 12 обучающихся высокий уровень тревожности, а в 1 б – у 4 учащихся.
Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Цель: определение уровня самооценки
Заключение: по данной методике выявилось, что в 1 а классе у 17% — неадекватно завышенная самооценка, у 46% — завышенная, у 29% — адекватная и у 8% — заниженная. В 1 б классе у 52% — неадекватно завышенная, у 14% = завышенная, у 24% — адекватная и у 10% — заниженная.
Тест «Дерево» (Д.Лампен, адапттация Л.П. Пономаренко) может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено.
Перспективная методика «Школа зверей» (С. Панченко).
Цель: диагностика адаптации учащихся в школе.
Заключение: В 1 а классе у 5 обучающихся негативные ассоциации. Связанные со школой и у 6 учащихся – несформированность позиций ученика. В 1 б классе негативные ассоциации, связанные со школой имеют 2 учащихся, у 12 – нессформированность позиции ученика.
7.Анализ посещенных уроков администрацией.
Согласно плана внутришкольного контроля в период с 16 октября по 30 ноября 2015-16 учебного года проводилась проверка степени адаптации первоклассников.
Цель проверки: определить уровень адаптации первоклассников.
В связи поставленной целью определены следующие задачи успешного прохождения первоклассниками периода адаптации:
— развитие общеучебных умений, навыков и способностей для успешного обучения;
— развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления отношений со сверстниками и педагогами;
-формирование устойчивой учебной мотивации.
Методы проверки: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов, проверка прописей по русскому языку, собеседование с учителями
В 2015-2016 учебном году в МБОУ «СОШ № 1 города Козьмодемьянска» открыто два первых класса:
1 а — классный руководитель Войкина Любовь Викторовна
1 б — классный руководитель Лехман Вера Васильевна
В классах обучение ведется по программе «Школа России», по ФГОС 2-го поколения. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с данной программой, на момент проверки количество уроков, проведенных в первых классах, также соответствует требованиям.
Длительность уроков в период адаптации – 35 минут, по 3 урока в сентябре-октябре. Четвертые уроки в период адаптации проводятся в нестандартной форме и носят игровой характер. Во время урока дважды проводятся физкультминутки.
Уроки проводятся в соответствие требованиям ФГОС.
1а класс. Посещено 4 урока.
В классе на уроках учитель Войкина Л.В. применяет различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников для восприятия учебного материала. Учитель внедряет новые формы работы с учащимися, является организатором и консультантом ученика, учит ученика творчески и самостоятельно работать над решением учебной задачи. Войкина Л.В. широко использует информационные технологии для решения поставленных задач. С целью развития познавательных умений на уроках использует задания на развитие мышления, внимания, памяти. При объяснении нового материала учитель опирается на имеющие у детей знания и опыт, использует элементы проблемного обучения.
С целью развития коммуникативных умений учитель применяет на уроках работу в парах. В классе доброжелательная обстановка, постоянная смена видов деятельности. Дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться, разнообразие форм и быстрая смена видов деятельности позволяет увлечь всех обучающихся.
На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал, мультимедийные презентации.
Для снятия утомляемости на каждом уроке учитель проводит физкультминутки в занимательной форме с применением мультимедийной презентации.
Большое внимание уделяет формированию регулятивных умений: подготовка рабочего места, расположение учебных принадлежностей на парте, ориентировка на странице учебника.
Уроки соответствуют методическим требованиям.
Воспитанники учителя опрятны, аккуратны, все обучающиеся имеют учебные принадлежности и одеты в школьную форму.
1б класс. Посещено 6 уроков.
Учитель Лехман Вера Васильевна проводит уроки согласно требованиям УМК «Школа России». Уроки соответствуют методическим требованиям. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников для восприятия учебного материала.
На уроках преобладает объяснительно-иллюстративный метод обучения. Педагог учитывает возрастные особенности обучающихся, широко использует дидактические и ролевые игры, занимательные задания, осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.
Учитель работает над развитием познавательных умений через задания на обобщение, выделение лишнего, через проблемные вопросы.
С целью развития коммуникативных умений, педагог применяет работу в парах, работу в группах. На каждом уроке осуществляет обратную связь: сигнальные карты, смайлики, хлопки.
Для предотвращения утомляемости учитель применяет физкультминутки в занимательной форме.
Умелое использование учителем информационно коммуникативных технологий делает процесс обучения в первом классе более увлекательным.
Проверка показала, что адаптация первоклассников проходит в целом успешно. Основная часть детей благополучно адаптировались к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя в школе комфортно. Однако в обоих классах следует обратить особое внимание на отдельных обучающихся, которым пока еще недостаточно на хорошем уровне удалось пройти адаптационный период. Родителям данных детей следует оказывать регулярную квалифицированную педагогическую помощь в обучении и воспитании детей.
Рекомендации:
— проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику;
-следить за посадкой при чтении, письме, положением тетради, ручки;
-на уроках чтения больше читать, использовать разные виды чтения;
-активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности;
-активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей;
-провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.
Решение психолого — педагогического консилиума:
- Уровень адаптации учащихся является удовлетворительной. Адаптировались полностью 96%, дезадаптация – у 4%.
- Ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать; знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя, правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке.
- Провести повторную диагностику для обучающихся с дезеадаптацией.
- Пройти медицинскую комиссию для определения физической готовности детям, которые ее не проходили.
Рекомендации:
- Продолжить работу комиссии, включающей классного руководителя 1-х классов, социального педагога, психолога в наблюдении за детьми, состоящих на учете СОП.
- Довести выводы консилиума до родителей и дать рекомендации по успешной адаптации первоклассника.
- Педагогическому коллективу продолжить работу по созданию необходимых условий для успешного школьного обучению и психологического развития учащихся.
- Проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
- Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.
- Активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей.
- Провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.