Официальный сайт школы
Официальный сайт школы

ПМПк по адаптации первоклассников к школе

1 декабря 2015 года в МБОУ «СОШ №1 г. Козьмодемьянска» прошел психолого — медико — педагогический консилиум.

Цель консилиума: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в    адаптационный период;
  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог.

Повестка дня:

  1. Проблемы адаптации (Егорова Д.В.).
  2. Состояние здоровья учащихся 1-ых классов (врач Зюзина В.И.).
  3. Выступление социального педагога (социальная характеристика семей Горбунова И.В.).
  4. Выступление классных руководителей (Войкина Л.В., Лехман В.В.):
  • Влияние социума (дети «группы риска»);
  • Дети, проявляющие признаки одаренности;
  • Учащиеся, проявляющие признаки дезадаптации.
  1. Выступление учителей – предметников (Ефремов А.А., Болодурина О.А.)
  2. Психофизиологические особенности первоклассников:
  • результаты диагностического обследования (Егорова Д.В.).
  1. Анализ посещенных уроков администрацией.
  2. Итоги консилиума и рекомендации.
  1. Проблема адаптации.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
— сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
— удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
— установление контакта с обучающимися, с учителем;
— удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
— овладение навыками учебной деятельности;
— степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

  1. Состояние здоровья учащихся 1-ых классов.

К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Растет число детей не способных на должном уровне усваивать учебную программу колеблется от 15 до 40%. Они имеют много пропусков, долго восстанавливаются после болезни.  У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость. В 1 а классе 81% обучающихся имеют первую группу здоровья, у 11% диагноз ЗПР. В 1 б классе у 67% учащихся первая группа здоровья, у 22% — нарушения интеллектуального и речевого развития и 11% — не прошли медкомиссию перед поступлением в школу.

  1. Выступление социального педагога

В 1 « Б» классе имеются 2 ребенка из семей находящихся в социально-опасном положении.

На данных детей разработана  программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, где принимают участие субъекты профилактики города.

В начале учебного года детям данной категории оказана помощь в виде школьных принадлежностей, игрушками и вещами.

Неоднократно посещались семьи на дому, составлены акты жилищно-бытовых условий, проводятся индивидуальные беседы с детьми.

  1. Выступление классных руководителей

Психолого – педагогическая характеристика 1 А класса (Войкина Л.В.)

В 1а классе обучается 27 учащихся, из них 11 девочек и 16 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в 1 класс в 2015 году, кроме одного обучающегося, который был зачислен в класс со 2 четверти текущего учебного года. Ранее он обучался во 2 классе. Один ученик обучается на дому по адаптированной программе. До поступления в школу 26 детей воспитывались в детском саду, 1 был на  домашнем воспитании. 19 детей посещали подготовительные курсы нашей школы, двое не посещали курсы подготовки к школе.  По данным психологического диагностирования 5 детей показали высокий уровень готовности к школе, 14 – средний.
Социальный статус семей.

В классе обучается 4 детей из многодетных семей, 11 детей воспитывается в неполных семьях (нет отца, матери или родители в разводе).

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей, созданы условия для выполнения домашних заданий. Но все зависит от целей, которые ставят перед собой родители —  кем они хотят видеть ребенка в будущем и от образования самих родителей.( Отец: высшее – 2, средне-специальное – 8, среднее – 11. Мать: высшее – 6, средне-специальное – 9, среднее – 10)

Класс обучается по УМК «Школа России». Практически все дети адаптировались к школьной жизни: имеют навыки самообслуживания, содержат в  порядке рабочее место, принимают и подчиняются правилам поведения в школе. Так как большую половину класса составляют мальчики, они требуют повышенного внимания к себе на переменах.

На сегодняшний день выявлены дети, которые входят в группу риска: они неусидчивы, физически выдержать урок им не подсилу, внимания  хватает на первые минуты урока, а иногда и вовсе не понимают, на каком уроке находятся, хотя  на переменах общительны и иногда даже задиристы.

В заключении можно подвести итог адаптации учащихся 1а класса: адаптировались к школьной жизни – 15 учащихся, неполная адаптация – 6, дезадаптация – 6.
Рекомендации: занятия с психологом.

Работа впереди большая – формирование коллектива, воспитание дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Психолого – педагогическая характеристика 1 Б класса (Лехман В.В.)

В 1б классе обучается 28 учащихся, из них 13 девочек и 15 мальчиков. До поступления в школу 26 детей посещали дошкольное учреждение. Двое обучающихся  – не посещали д/с.

Социальный статус семей
Изучив социальную карту, выявлено, что в 1 «б» классе:
24 полных семей,  неполные (потеря одного из родителей – 1, неполные (матери-одиночки) – 2, многодетных семей – 9. Есть 1 семья с ребенком-инвалидом, 3 семьи — неблагополучных

В основном все семьи имеют собственное жилье ( в частном доме проживает  13 семей, в квартире – 14 семей, в съемном жилье – 1семья) Условия для обучения созданы практически в каждой семье.
Уровень образования родителей
Высшее — 3
Незаконченное высшее-2
Ср. техническое -6
Ср. специальное — 20
Среднее – 21
Посещение секций и кружков
Из 28 человек 10 посещают секции и кружки
Заключение:
Адаптировались к школьной деятельности -14
Неполная адаптация — 10
Дезадаптация – 4
Рекомендации: занятия с психологом, дополнительное посещение занятий для корректировки и пополнения знаний, посещение спортивных секций.

  1. Выступление учителей – предметников

Описывались способности по данному предмету учащихся.

  1. Психофизиологические особенности первоклассников

Для выявления уровня адаптации первоклассников к школьному обучению были использован следующий диагностический инструментарий:

Методика «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойшик). Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Заключение:  высокий уровень воспитанности в 1 а классе составляет 59%, средний – 33% и низкий – у 8%. В 1 б классе высокий уровень у 50%, средний – у 32% и низкий у 18%.

Анкета для оценки школьной мотивации  (Н.Г. Лускановой) для определение  уровня   школьной  мотивации.

Заключение: по результатам методики выявилось, что в 1 а классе у 59% обучающихся высокий уровень учебной мотивации, у 29% — хорошая мотивация, у 8% — положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью, у 4% — низкий уровень. В 1 б классе высокий уровень школьной мотивации у 33%, у 48% — хорошая мотивация, у 11% — положительное отношение к школе и у 8% — низкий уровень.

Методика «Домик» (Н.И. Гиткина) для определения способностей ребёнка уровня произвольной сферы.
Заключение: выявилось, что произвольное развитие в 1 а классе развито слабо у 50% и средне – у 50%, а в 1 б классе хорошее развитие у 5%, среднее – у 50% и слабое – у 45%.

Анкета для родителей первоклассников »Адаптация ребенка к школе М.Р. Битянова.

Цель: выявление уровня школьной адаптации.

Заключение:  В 1 а классе адаптировалось полностью 71% обучающихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 20%, возможная дезадаптация – у 9%. В 1 б классе полная адаптация у 65 % учащихся, адаптация / возможная дезадаптация – у 9 %, адаптация / дезадаптация – у 9%, возможная дезадаптация – 13% и дезадаптация – у 4%.

Анкета для исследования адаптации учащихся 1-го класса по Н.В. Харченко
Цели: определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Заключение: По мнению классного руководителя 1 а класса полностью адаптировались к школе  80% детей,  неполная адаптация – у 20% . Классная руководительница 1 б класса утверждает, что у 69% обучающихся полная адаптация, у 27 % — неполная адаптация, у 4% — дезадаптация.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель: исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Заключение: По данным исследования выявилось, что в 1 а классе высокий уровень коммуникативных умений у 65% обучающихся и у 35% — средний, а в 1 б классе высокий уровень – у 68% и у 32% — средний.

Графическая методика “Кактус” М. А. Панфилова
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
Заключение: по результатам диагностики в 1 а классе у 12 обучающихся высокий уровень тревожности, а в 1 б – у 4 учащихся.

Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Цель: определение уровня самооценки
Заключение: по данной методике выявилось, что в 1 а классе у 17% — неадекватно завышенная самооценка, у 46% — завышенная, у 29% — адекватная и у 8% — заниженная. В 1 б классе у 52% — неадекватно завышенная, у 14% = завышенная, у 24% — адекватная и у 10% — заниженная.

Тест «Дерево» (Д.Лампен, адапттация Л.П. Пономаренко) может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено.
Перспективная методика «Школа зверей» (С. Панченко).
Цель: диагностика адаптации учащихся в школе.
Заключение: В 1 а классе у 5 обучающихся негативные ассоциации. Связанные со школой и у 6 учащихся – несформированность позиций ученика. В 1 б классе негативные ассоциации, связанные со школой имеют 2 учащихся, у 12 – нессформированность позиции ученика.

7.Анализ посещенных уроков администрацией.
Согласно плана внутришкольного контроля в период с 16 октября   по 30 ноября 2015-16 учебного года  проводилась проверка степени адаптации первоклассников.
Цель проверки: определить уровень адаптации первоклассников.
В связи поставленной целью определены следующие задачи успешного прохождения первоклассниками периода адаптации:
— развитие общеучебных умений, навыков и способностей для успешного обучения;
— развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления отношений со сверстниками и педагогами;
-формирование устойчивой учебной мотивации.
Методы проверки: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов, проверка прописей по русскому языку, собеседование с учителями
В 2015-2016 учебном году в МБОУ «СОШ № 1 города Козьмодемьянска» открыто два первых класса:
1 а —  классный руководитель Войкина Любовь Викторовна
1 б — классный руководитель Лехман Вера Васильевна
В классах обучение ведется по программе «Школа России», по   ФГОС 2-го поколения. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с данной программой, на момент проверки количество уроков, проведенных в первых классах, также соответствует требованиям.
Длительность уроков в период адаптации – 35 минут, по 3 урока в сентябре-октябре. Четвертые уроки в период адаптации  проводятся  в нестандартной форме и носят игровой характер. Во время урока дважды проводятся физкультминутки.
Уроки проводятся в соответствие требованиям ФГОС.
1а класс. Посещено 4 урока.
В классе на уроках учитель Войкина Л.В. применяет различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников  для восприятия учебного материала. Учитель внедряет новые формы работы с учащимися, является организатором и консультантом ученика, учит ученика творчески и самостоятельно работать над решением учебной задачи. Войкина Л.В. широко использует информационные технологии для решения поставленных задач. С целью развития познавательных умений на уроках использует задания на развитие мышления, внимания, памяти. При объяснении нового материала учитель опирается на имеющие у детей знания и опыт, использует элементы проблемного обучения.
С целью развития коммуникативных умений учитель применяет на уроках   работу в парах. В классе доброжелательная обстановка, постоянная смена видов деятельности. Дети чувствуют себя комфортно, не боятся ошибиться, разнообразие форм и быстрая смена видов деятельности позволяет увлечь всех обучающихся.
На посещенных уроках использовались красочные наглядные пособия и раздаточный материал, мультимедийные презентации.
Для снятия утомляемости на каждом уроке учитель проводит физкультминутки в занимательной форме с применением мультимедийной презентации.
Большое внимание уделяет формированию регулятивных умений: подготовка рабочего места, расположение учебных принадлежностей на парте, ориентировка на странице учебника.
Уроки соответствуют методическим требованиям.
Воспитанники учителя опрятны, аккуратны, все обучающиеся имеют учебные принадлежности и одеты в школьную форму.
1б класс. Посещено 6 уроков.
Учитель Лехман Вера Васильевна   проводит уроки согласно требованиям УМК «Школа России». Уроки соответствуют методическим требованиям. На уроках применяются различные формы и методы работы, активизирующие первоклассников для восприятия учебного материала.
На уроках преобладает объяснительно-иллюстративный метод обучения. Педагог учитывает возрастные особенности обучающихся, широко использует дидактические и ролевые игры, занимательные задания, осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.
Учитель работает над развитием познавательных умений через задания на обобщение, выделение лишнего, через проблемные вопросы.
С целью развития коммуникативных умений, педагог применяет   работу в парах, работу в группах.  На каждом уроке осуществляет обратную связь: сигнальные карты, смайлики, хлопки.
Для предотвращения утомляемости учитель применяет физкультминутки в занимательной форме.
Умелое использование учителем информационно коммуникативных технологий делает процесс обучения в первом классе более увлекательным.
Проверка показала, что адаптация первоклассников проходит в целом успешно. Основная часть детей благополучно адаптировались к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя в школе комфортно.  Однако в обоих классах следует обратить особое внимание на отдельных обучающихся, которым пока еще недостаточно на хорошем уровне удалось пройти адаптационный период. Родителям данных детей следует оказывать регулярную квалифицированную педагогическую помощь в обучении и воспитании детей.
Рекомендации:
— проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику;
-следить за посадкой при чтении, письме, положением тетради, ручки;
-на уроках чтения больше читать, использовать разные виды чтения;
-активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности;
-активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей;
-провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.

Решение психолого — педагогического консилиума:

  1. Уровень адаптации учащихся является удовлетворительной. Адаптировались полностью 96%, дезадаптация – у 4%.
  2. Ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать; знают и  соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя, правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке.
  3. Провести повторную диагностику для обучающихся с дезеадаптацией.
  4. Пройти медицинскую комиссию для определения физической готовности детям, которые ее не проходили.

Рекомендации:

  1. Продолжить работу комиссии, включающей классного руководителя 1-х классов, социального педагога, психолога в наблюдении за детьми, состоящих на учете СОП.
  2. Довести выводы консилиума до родителей и дать рекомендации по успешной адаптации первоклассника.
  3. Педагогическому коллективу продолжить работу по созданию необходимых условий для успешного школьного обучению и психологического развития учащихся.
  4. Проводить гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.
  5. Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.
  6. Активнее привлекать к воспитательной работе потенциал родителей.
  7. Провести в начале 4 четверти анкетирование родителей и детей с целью получения результатов по адаптации первоклассников на конец учебного года.














Мы используем Cookies для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.
WordPress Lessons