Аналитическая справка
по итогам работы республиканского семинара
«Формирование воспитательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности»
(на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа города Козьмодемьянска» 31.03.2016г.)
Усиление воспитательной функции образования сегодня рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Современная школа должна обеспечивать не только качественное образование, но и индивидуальное развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося, которые должны становиться основой достижения социальной компетентности. Поэтому процесс педагогизации среды жизнедеятельности школьника рассматривается учителями как фактор повышения эффективности воспитательной системы школы, построение которой обусловлено конкретными социальными и психолого-педагогическими причинами, поэтому воспитательная среда становится мощным фактором формирования, развития и самореализации личности.
Воспитательная среда школы №1 — это многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на личностное становление и развитие ценностных ориентаций личности. Она носит личностно-ориентированный характер и является для воспитанников образовательного учреждения важнейшим фактором саморазвития и самореализации.
Педагогическим коллективом МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска» накоплен уникальный опыт работы по формированию воспитательной среды, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка. Организаторы семинара ознакомили слушателей семинара с практикой работы образовательного учреждения по формированию оптимальной воспитательной среды и созданию условий для развития личности ребенка, способной к самореализации и саморазвитию в условиях реализации федерального государственного стандарта. Были представлены разнообразные приемы создания такой воспитательной среды, в которой учащиеся имели возможность занимать активную жизненную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности.
В республиканском семинаре участвовали более 80 человек: специалисты муниципальных органов управления образования, заместители руководителей образовательных учреждений, учителя, классные руководители, педагоги дошкольного и дополнительного образования.
Программа семинара, состоявшая из теоретической и практической части, разделена на блоки и охватила урочную и внеурочную деятельность. Организаторы республиканского семинара предоставили возможность всем заинтересованным лицам принять активное участие в обсуждении проблемы формирования оптимальной воспитывающей среды, которая обеспечивает развитие и саморазвитие личности.
Семинар открыла директор школы Кузнецова Ольга Владимировна и всем участникам пожелала плодотворной работы. Она отметила, что изменения, происходящие в обществе и образовании столь динамично, заставляют по-новому рассматривать проблему отношения школьника к процессу собственного развития в ходе образовательного взаимодействия. Главным результатом образования сегодня является максимальная реализация потенциала личности, проявляющаяся и реализующаяся в образовательном процессе, достижение такого уровня образования, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор личностью своего дальнейшего жизненного пути.
В теоретической части семинара заместитель директора по НМР Вагина Л.Ю. представила проект «Выпускник – 2017». Она ознакомила участников семинара с воспитательной системой школы, которая строится на основных принципах Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. В школе открыты кадетские классы, как одно из проявлений возрождения лучших традиций прошлого. Основное внимание в кадетских классах уделяется патриотическому воспитанию, усиленной физической подготовке, формированию осознанного отношения к выбору профессии, вопросам межличностных отношений. Все многообразие дел в учебном учреждении реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Работа педагогического коллектива школы, направленная на достижение воспитательных задач, строится на основе отбора и реализации наиболее действенных методов воспитательной работы, соответствующих этапу взросления обучающихся. Эффективными педагогическими средствами влияния на самореализацию выступают коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, активное включение родителей в жизнедеятельность школьного и классного коллектива, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Большое внимание педагоги уделяют реализации проектов в классных коллективах, таких как «Готовим дома», «Танцкласс», «Самый классный кадетский класс», «Олимпийский зачет», «Читаем Лермонтова», «Минута славы», «Цветы любимой школе».
Воспитанники классного руководителя 10 класса Вагиной Л.Ю. продемонстрировали результаты реализуемых проектов.
Широкий спектр форм и методов работы по формированию воспитательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности, был представлен в практической части семинара, на уроках и внеурочных занятиях учителей:
— Урок математики «Дециметр» (Учитель Войкина Л.В.)
— Урок русского языка «Что такое глагол» (Учитель Кисельникова Л.Л.)
— Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (Учитель Новикова Т.В.)
— Урок физики «Плавание тел» (Учитель Богатырев Н.Е.)
— Урок английского языка «Исчисляемые и неисчисляемые существительные с местоимениями some и any» (Учитель Никишина Н.Ю.)
— Урок математики «Комбинаторные и вероятностные задачи» (Учитель Кудрявцева Т.П.)
— Занятие элективного курса по русскому языку «К тайнам мысли и слова» Учитель Вагина Л.Ю.)
— Занятие кружка «Юные исследователи» «Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование» (Учитель Перова В.Е.)
— Заседание школьного пресс-центра «Школьный пресс-центр – от идеи до воплощения» (Учитель Калашников А.И.)
— Занятие клуба «Верность» «Туристский быт и походная туристская подготовка» (Учитель Брагин А.В.).
Во время проведения мероприятий продемонстрирован творческий подход педагогов МБОУ «СОШ № 1 города Козьмодемьянска» на всех занятиях и мероприятиях посредством создания и решения проблемных ситуаций, элементов игровой проектной, личностно-ориентированной, ИК технологий и вариативных творческих заданий.
Выставки творческих работ учащихся начальной школы (ответственная учитель Мунина Э.В.), проектов, портфолио учителей и учащихся не оставили участников без внимания.
Обобщающим этапом в работе семинара стал педагогический форум, где обсуждались вопросы формирования воспитательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности школьника. Форум открыла директор образовательного учреждения О.В. Кузнецова. Она отметила актуальность темы проведенного семинара особенно для современного образовательного пространства, так как воспитательная среда в современной российской школе играет важную роль в воспитании и самовоспитании личности ребенка.
Ольга Владимировна обратила внимание присутствующих на то, что педагогический коллектив формирует такую воспитательную среду, которая обеспечивает каждому обучающемуся доступное качественное образование, развитие ценностных ориентаций, формирование ведущих компетенций, успешную социализацию через саморазвитие личности в процессе ее непрерывного образования и самообразования.
В обсуждении заявленной темы приняла участие Майкова О.М., начальник Управления общего и дошкольного образования и науки Республики Марий Эл. Проанализировав открытые уроки и внеурочные мероприятия педагогов, дала высокую оценку деятельности всего педагогического коллектива.
В своем выступлении она отметила актуальность выбранной темы, поблагодарила за высокий уровень проведения семинара. Она напомнила о том, что все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении – являются стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию и использовать эти потребности для мотивации ученья – значит открыть путь к повышению качества школьного образования. Она сказала, что педагогический коллектив школы в полной мере справляется с воспитательными и образовательными задачами, которые стоят перед ними, а результат их деятельности на достаточно высоком уровне был продемонстрирован в рамках проведенного семинара.
На форуме были представлены 18 выступлений, часть из них сопровождалась презентациями, отдельные выступления были представлены в виде стендовых докладов.
Присутствующие обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания в традициях отечественной православной культуры через программу «Добро детям», которые обозначила Калинкина Л.Ф.-педагог дополнительного образования. Учителя ознакомились с опытом работы по проведению Недели психологии с детьми с ОВЗ педагога-психолога Козиковой В.А., рассмотрели позитивные результаты использования технологии критического мышления обучающихся при изучении учебных предметов как средства развития и саморазвития личности (выступление учителя английского языка Васянкиной Л.А.). Учитель иностранного языка Утюкина Г.В. (школа-интернат «Дарование») представила на обсуждение опыт работы по составлению языкового портфолио учащихся как инструмента самооценки и саморазвития при изучении иностранного языка, отметив позитивные результаты применения новых технологий для самореализации личности. Вопросы о роли и значении воспитательной среды в развитии личности дошкольников были подняты в выступлениях воспитателей дошкольных учреждений Шаповаловой Н.А., Тарасенко С.П, Сивковой Л.В. (МДОО №6 «Радуга»).
Итогом республиканского семинара явились следующие выводы:
1. Вопрос о воспитательной среде, выполняющей не только внешнюю функцию (связь с другими социальными институтами), но и внутреннюю — как пространство преобразовательной деятельности самой системы (охрана природа, работа в социуме и т.д.) педагогике ставится совершенно правомерно.
2. Воспитательная среда должна сформировать у учащегося систему социальных ценностей, которые смогут обеспечить его успешную адаптацию к современной жизни, помогут ему в саморазвитии и самореализации.
3. Актуальность и практическое значение поднятых проблем, соответствующий уровень организации и добродушная атмосфера сотрудничества способствовали плодотворному проведению республиканского семинара.
4. Семинар способствовал расширению у педагогов представлений о новых педагогических технологиях и приемах формирования социально адаптивной личности в рамках внеурочной деятельности; повышению профессиональной компетентности педагогов в области социального, профессионального и гражданского самоопределения учащихся.
Республиканский семинар по теме «Формирование воспитательной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие личности» (на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска» 31.03.2016 г.), по отзывам всех участников семинара, получил положительную оценку.