Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охраны здоровья учащихся становится более актуальной.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Педагогический коллектив СОШ №1 города Козьмодемьянска в целях распространения опыта работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни организовал семинар-практикум, в котором приняли участие специалисты муниципальных органов управления образования, заместители руководителей образовательных учреждений, учителя, психологи, классные руководители, педагоги дополнительного образования и родители обучающихся (всего 40 участников).
Семинар-практикум открыла директор образовательного учреждения Кузнецова Ольга Владимировна. Она ознакомила присутствующих с целями и задачами семинара, отметила, что сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Эти задачи являются краеугольным камнем четко поставленных Президентом страны вопросов федерального масштаба – реализация которых немыслима без участия самых широких кругов общественности, в том числе родителей.
Начальник отдела методического обеспечения отдела образования Мартьянова Ольга Михайловна выступила с приветственным словом и также акцентировала внимание присутствующих на актуальности темы проводимого семинара-практикума и отметила, что педагогический коллектив школы действительно занимает лидирующие позиции по проведению мероприятий, направленных на здоровьесбережение.
Заместитель директора по УВР Перова Вера Евстафьевна в своем выступлении осветила теоретические аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и рассказала о педагогические условиях, которые созданы на базе школы для укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Самостоятельно оценить проводимую в школе работу по здоровьесбережению школьников в учебном процессе и во внеурочное время присутствующие на семинаре смогли, посетив три открытых урока с применением здоровьесберегающих технологий (математика, русский язык, биология), четыре открытых внеурочных мероприятия (занятие логопедического кружка, классный час, игра по психологии «Своя игра», спортивные состязания) и мастер-класс по дистанционному обучению школьников.
В рамках семинара были проведены следующие открытые уроки и мероприятия:
— Урок математики «Письменные приемы вычисления столбиком» (Кисельникова Л.Л.)
— Урок русского языка «Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте» (Арсекина В.М.)
— Урок биологии «Обмен веществ. Нормы питания» (Яруткина М.А.)
— Занятие логопедического кружка «Наше здоровье – учебе подмога» (Лехман В.В.)
— Занятие кружка психологии «Здоровым будешь – все добудешь» (Корнилова Т.Е., Егорова Д.В.)
— Классный час в форме деловой игры «25 тысяч шагов к здоровью или движение – это жизнь» (Новоселова Т.П.)
— Спортивные состязания «Малые олимпийские военно-спортивные игры» (Брагин А.В., Ефремов А.А.)
— Мастер-класс «Дистанционное обучение в школе» (Калашников А.И.).
В процессе обмена мнениями по поводу увиденного гостям было предложено проанализировать уроки с позиций здоровьесбережения. Присутствующие пришли к выводу, что все уроки соответствуют критериям оценки с точки зрения этого подхода, кроме того, все занятия были проведены на высоком методическом уровне, средствами всех учебных предметов на уроках проводилась пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом. Особенно было отмечено, что на всех занятиях создается очень комфортная психологическая атмосфера, налажен тесный контакт учителя и учащихся.
При подведении итогов семинара начальник отдела методического обеспечения Мартьянова О.М. отметила хороший уровень подготовки коллективом школы данного семинара, системность работы школы по здоровьесбережению учащихся и призвала присутствующих активизировать работу в своих образовательных учреждениях в данном направлении.
В ходе семинара были выработаны аспекты здоровьесберегающего урока: обязательное выполнение гигиенических условий в классе, создание благоприятного психологического климата на уроке, формирование у воспитанников мотивации к учёбе и методически грамотное чередование видов деятельности на уроке.
Также итогом семинара явились следующие выводы:
— необходимым звеном в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, является дифференцированный подход при организации работы с родителями по вопросам здоровьесбережения, повышение их знаний и умений в области педагогики.
— сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование безопасного образа жизни должно быть целенаправленным, нравственно обусловленным процессом каждой школы;
— педагоги МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Козьмодемьянска» успешно реализует одну из приоритетных задач образовательной системы;
— актуальность и практическое значение поднятых проблем, соответствующий уровень организации и добродушная атмосфера сотрудничества способствовали плодотворному проведению городского семинара.
Семинар способствовал расширению у педагогов представлений о новых педагогических технологиях и приемах формирования ЗОЖ на уроках и в рамках внеурочной деятельности; повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения учащихся. Семинар-практикум по теме «Сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях реализации ФГОС» по отзывам участников семинара получил положительную оценку.
28.01.2016г.
Заместитель директора по УВР В.Е. Перова